Пряники из Тулы, Тульские пряники
English

Из истории тульских пряников

Как мы уже говорили, по пряникам можно изучать географию России. В каждом городе, а то и селе, были свои пряничники. Однако как Большой театр в Москве - символ отечественного театрального искусства, так и Тульский пряник - патриарх и государь русских пряников вообще. И город Тула неразрывно связан в представлении россиян не только с оружием, но и с пряником. У жителя Дальнего Востока и Калининграда, Краснодара и Чукотки слово «пряник» вызывает одну географическую ассоциацию - «тульский».

Туляки не без гордости говорят, что знаменитый тульский печатный пряник -  восьмое чудо света. Ссылаясь на давние сказания, знатоки утверждают, что пряничное ремесло возникло в Туле гораздо раньше оружейного, самоварного или гармонного. Это, конечно, очень смелое  предположение, но нет сомнения, что пряник - это произведение подлинно народного искусства, корни которого - в глубоком прошлом. Пряники придают Туле особый аромат, присущий только нашему городу. Городу, который всегда был и остается центром российского пряничного искусства.

Традиции оружейников, многовековой опыт тульских мастеров металлообработки, передававшийся из поколения в поколение, способствовали развитию не только технических талантов, но и оказывали влияние на зарождение и развитие других ремесел, производств и даже художественных направлений.

Дульная, Ствольная, Арсенальная... Когда-то на этих улицах жили оружейники, а рядом с ними соседствовали мастера другого мирного промысла - пряничного. Эти тульские ремесла развивались параллельно.

Из глубины веков

Знаменитый тульский печатный пряник имеет богатую историю, хранит давние славные традиции и получил всемирное признание. Невозможно определить, когда наши предки-славяне испекли первый пряник на тульской земле. Как поется в народной песне: «Может, бабка, может, дед замесили тесто, из муки, и патоки выпекали пряники...». Сомнений нет в одном: пряничное дело насчитывает не одно столетие.

Во многих публикациях говорится о том, что тульский пряник - это лакомство с 300-летней историей, который пережил 13 императоров и множество партийных вождей, несметное число войн и несколько революций. Историографический отсчет ведется с момента первого упоминания о прянике в письменных источниках, когда о прянике была сделана запись в писцовой книге за 1685 год, а не с тех незапамятных времен, когда был испечен в Туле первый пряник.

В книге «Тула. Материалы из истории города ХVI-ХVII столетия» читаем: « С Никольской улицы в тупичке подле Покровской церкви ... против того тупичка за Никольской улицей у Горшечного ряда на тяглой земле во дворе посадский человек Панфилка Фирсанов сын Сушкин торгует орехами и пряниками, тягла за ним 2 деньги».

Известный тульский ученый и краевед В.Н. Ашурков в книге «Город мастеров» пишет: «Как и во всех русских городах ХVII века, большинство с трудом несло посадское тягло и жило в беспросветной нужде, «кропали портное, делали крашенины, ножишки», занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками».

Письменное подтверждение тому, что пряники в Туле пекли еще в 1685 году, дает также книга «Старинные производства Тульского края», в которой сказано: «Еще в XVII-XVIII вв. в Туле пекли и продавали мятные, медовые и  «печатные» пряники, украшенные затейливыми узорами». Так, в экспозициях многих музеев сохранились доски  с надписями: «Пряник кушать добрым людям во здравие и честь», «От милаго подарок дороже золота», «Милости просим нашей хлеба-соли» и др.

Издревле в большом количестве в Туле выпекали «жамки» (название мелких пряников без декоративного рисунка). Тульские пряничники торговали в Петербурге и в Москве. Об этом свидетельствуют  сохранившиеся  документальные кадры немого кино: Петербург, Невский проспект, мелькают прохожие, вывески магазинов, лавочек, одна из них - «Пряники из Тулы».

Сладкие ярмарки

Пряники в России в ХIХ веке продавали не только в лавках, но и на ярмарках и посадских торжищах. В Москве - в булочных, во время гуляний на Новинском бульваре, у Новодевичьего монастыря, на Цветном бульваре, в Вербное Воскресенье на Красной площади, на Грибном рынке, около бань. В Петербурге - в булочных и лавках, в дни святочных, масленых, пасхальных гуляний - на Адмиралтейской площади, на Царицыном лугу (Марсово поле).

Сведения о том, какие ярмарки проходили в Тульской губернии, содержатся в «Адрескалендаре Тульской губернии» на 1868 год:

«Пятницкая ярмарка - в десятую пятницу по пасхе (однодневная).    Казанская - 8 июля. Михайловская - 8 ноября. Базары: г. Тула - четверг и воскресенье, г. Алексин - вторник и четверг».

Кстати, знаменитый резчик пряничных досок Василий Борисович Соколов (рассказ о нем - ниже) вспоминал, что в Туле все очень любили  Масленицу - за ярмарку, которая в Туле называлась «ритатуйкой»: «В день ярмарки в балаганах - представление, в палатках - любого товара навалом: от сапог до черепеника (булочка из низкосортной муки) с постным маслом».

А из «Памятной книжки» за 1882 год можно узнать адреса ярмарок и базаров: «В Покровском переулке близ центра Покрова - называется Десятая Пятница, в десятую пятницу после пасхи. Близ Казанской ул. - Казанская - 8 июля. Ярмарки проходили один день. Базары: на толкучем рынке, вокруг Казанской площади, на Хлебной, Конной, Арсенальной и Чулковской площадях - по воскресеньям и четвергам».

Пряников продавалось на ярмарках великое множество - к примеру, «Ванеливый», «Миндальный», «Малиновый», «Шоколадный», «Банан» и т.д., форма - круглые, квадратные, прямоугольные, фигурные. Были в продаже наборные пряники, или «пальчики» - коврига, поделенная на доли. И на каждой  - имя: Ваня, Маша, Даша, Саша. Пряники фабриканта-кондитера Гречихина продавались в красивых жестяных коробках и шли по цене шоколада. Для простонародья выпекали дешевые, без начинки, сухие «папушники».

На ярмарках устраивали потешные игрища. Метали пряники, как диски. Выигрывал тот, чей пряник не разбивался, падая на землю, и кто забрасывал его дальше всех.

Однако самая знаменитая ярмарка, которая продвигала на тогдашний рынок новые товары, устраивалась в Нижнем Новгороде. Проходила она с 15 июля по 25 августа.

Во второй половине XIX века в Тульской губернии было более полутора тысяч заводов и фабрик. Промышленники-туляки во время  нижегородской ярмарки организовывали хороший сбыт своим изделиям. «Сюда съезжались русские и иностранные купцы, главным образом из стран Востока: Китая, Турции, Ирана, Афганистана. Самый ходкий товар - тульские ружья, самовары, гармоники и пряники - «короли» среди своих «собратьев» из других городов. Он отличался неповторимым качеством».

В главном павильоне находились пряничные ряды. В «Памятной книжке Тульской губернии» за 1870 год53 в разделе «Тульские изделия и главный их сбыт» говорится:

«Тула же славится своими пряниками, которые наравне с знаменитыми вяземскими продаются на Нижегородской ярмарке. Торговцы тульскими пряниками, кроме одного, занимают там самое маленькое помещение. Это обычно какая-нибудь калитка, ведущая в ряд,  заставленный ящиками, помещение, где не только нельзя жить, но едва можно повернуться. Первыми между этими торговцами мы назовем Афанасия и Егора Гречихина, за ними следует Роман Ларионович Гречихин, который один из всех имеет большую лавку с пряниками, потом Илья Алексеевич Шаболовский и Щукин. Нас удивило известие, что тульские пряники во время Нижегородской ярмарки пекутся не в Туле, а в самом Нижнем. Как передавали нам сами торговцы, это для них несравненно выгоднее, потому что они имеют свой товар свежим, что нельзя было ожидать, если бы он привозился из Тулы, а во-вторых, в Нижнем мука стоит дешевле, чем в Туле, и лучшего качества. Таким образом, каждый из торгующих на ярмарке тульскими пряниками привозит с собой троих или четверых хороших пекарей нанимает, для печения печь в Кунавине и ежедневно заготовляет столько товара, сколько потребуется. Если будут сделаны на ярмарке более значительные покупки пряников, то производство их идет усиленным образом. Пряников всех сортов приготовлено было на ярмарке 1869 г. - 4200 пудов, на сумму 12 840 руб. Пуд их шел в цене по 1 руб. 50 коп., 2 руб. 50 коп., 3 руб. 70 коп. до  4 руб. 50 коп. Трудно будет перечислить все сорта товаров, которые Тула высылает на Нижегородскую ярмарку. Недаром туляки прославились, как народ самый искусный, по которому сложилась пословица: «Туляки - блоху на цепь посадили».

Главный секрет

Непрост секрет тульского пряника - печатного, сырцового, медового, сливочного, коричневого с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым мякишем и фруктово-ягодной начинкой.

Каждый хозяин пряничного заведения в те давние времена имел свой секрет и традиции изготовления пряников и, грозя увольнением, требовал от пряничников скрывать рецепты даже от учеников, не допускал, чтобы в пекарне было больше двух-трех мастеров, знающих все от начала до конца. Составные части теста и начинок они взвешивали с помощью осколков кирпича, голышей, кусков железа. Импровизированные гири постоянно прятались под замок, и никто из учеников не имел ни малейшего представления о весовом соотношении примесей54. Учение тянулось долго. Чтобы стать подмастерьем, следовало два-три года проходить в учениках, освоив все этапы производственных традиций.

Рецепты, хранимые в секрете, передавались по наследству сыновьям.

В записной книжке знаменитого тульского кондитера П.И. Козлова был найден вот такой, например, рецепт тульских пряников: «Пряники тульские: 2 фунта муки крупитчатой, 2 фунта муки мягкой, один фунт меду, 2 фунта сахарного песка, полфунта масла сливочного (можно растительного), 2 яйца. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Подмазав деревянную форму (пряничную) растительным маслом, «печатать», складывая отпечатанное на доску и после отпекать в очень жаркой печке, часто переворачивая».

Искусство тульских мастеров увековечено в фольклоре. Например, одна из легенд очень точно передает главный секрет тульского печатного пряника.

«В давнее-предавнее время один князь, отведав тульских пряников, тут же вознамерился печь такое же лакомство у себя в княжестве, чтобы дивить гостей посольских. Позвал он из Тулы-города искусного пряничных дел мастера и сказал ему: «Коли угодишь мне, коль пряники будут вкуса тульского, осыплю тебя жемчугом да золотом, а не угодишь - прогоню с позором».

Согласился мастер, потому как в славе ходил среди тульских пряничников. Стал он колдовать-работать, а когда пряники были готовы, попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и в гневе обозвал пряничных дел мастера неумехой-мошенником за то, что пряники были вкуса не тульского, и прогнал с позором».

Позвал князь из Тулы другого пряничных дел мастера и сказал ему, что говорил первому, с позором прогнанному. И второй мастер согласился, потому как еще в большой славе ходил среди тульских пряничников. Оглянул этот мастер сусеки с мукой, заглянул в колодец и говорит князю такие слова: «Подавай, князь, сюда муку тульскую и воду тульскую, иначе работать не согласен». Подумал-подумал князь и ответил: «Будь по-твоему». И приказал своим людям доставить в княжество то, что требует пряничных дел мастер. Когда муку и воду привезли, стал колдовать-работать мастер, а потом попросил князя отведать чудо-лакомство. Отведал князь и лицом изменился, и еще в большем гневе обозвал пряничных дел мастера мошенником и прогнал с позором.

А чудо-лакомство не выходило из княжеской головы, и позвал он из Тулы третьего пряничных дел мастера, совсем уж не имевшего себе равных, и сказал ему те же слова, какие говорил первому и второму, прогнанным с позором.

Третий мастер оглядел муку, на язык попробовал и сказал: «Хороша мучица». Оглянул он воду, зачерпнул ковшиком, отпил глоток, во рту подержал и сказал: «Хороша водица».

 «Ну, приступай к работе да помни наш уговор», - сказал ему князь. Мастер подумал-подумал и ответил: «Приступлю князь, но при таком еще условии - окромя тульской муки, да окромя тульской воды, подай сюда, князь, и воздух тульский, тогда будет вкус у пряников такой, какой тебе надобен». Задумался грозный князь. Понимал он, что муку или воду привезти из Тулы нехитро, а воздух привезти нельзя. Думал-думал князь и лицом изменился, посветлел. Отпустил он пряничных дел мастера, наградил его горстью жемчуга и горстью золота за находчивость».

 

Рисунки на кузнечных изделиях и в резьбе по дереву объединены основными элементами декора, характерными только для Тулы: венцеобразный орнамент из завитков, кудрей, растительного узора из стилизованных веток, листьев, бутонов, цветов и т.д. С течением времени формы становились все изящнее и дороже. Менялись времена и сюжеты, но основные элементы тульского декора были неизменны.

Все это нашло отражение и в изготовлении  пряничных досок. Резчики-оружейники перенесли четкость в выполнении рисунка и на деревянные пряничные доски.

Красивое лакомство

Рассматривать пряники в отрыве от пряничных досок нельзя. Дошедшие до нас тульские пряничные формы - пропитанные маслом, покоробленные и потемневшие от времени и долгого употребления - воспринимаются как завершенные произведения народного творчества, донесшие до нас неистощимую фантазию талантливых резчиков.

Резчик - тот же художник. Без художественного восприятия мира, без поэтического отношения ко всему, что тебя окружает, за дело лучше не браться. Резчику непременно надо рисовать самому, а не копировать пусть очень хорошее, но все-таки чужое. Хорошему резчику не возбранялось в известный рисунок добавлять что-то свое, но с умом, в традициях  - лишнего пряник не потерпит. Мы воочию можем представить себе, какими пряники были в старину, потому что сохранились пряничные формы. От пряничной доски, ее художественного исполнения, качества зависит, какой пряник получится.

Рельефная поверхность тульских пряников отличается мягкостью и плавностью линий. Чтобы этого добиться, необходимо получить графическую структуру орнамента, вырезанного на дереве. Композиция рисунка на доске, разная глубина, ширина и форма мелкоузорной резьбы, технические приемы ее исполнения («копытца», «желобки», «зубчики»), обработка  внутренней поверхности делают пряничную доску самодостаточным произведением декоративно-прикладного искусства.

Рисунки тульских пряничных досок лишены натуралистического правдоподобия, но в них удачно передано общее внешнее сходство с живой натурой, присутствуют грация и изящество. Композиция узора, завершенность орнаментального строя оригинально подчеркнуты мерным ритмом зубцов-фестонов, обрамляющих контур пряника.

Исполнение тульских пряников свидетельствует о богатстве народной фантазии. Невозможно сосчитать сюжеты, рожденные фантазией большого мастера. Каких только привлекательных, затейливых рисунков и узоров не «выписывали» тульские умельцы на пряниках! Вот веточка ели с шишкой, орнамент из снежинок - это новогодний сюжет. Надпись «Ясная Поляна» и знаменитые башенки переносят нас в известный всему миру Музей-усадьбу Л.Н. Толстого. Башни Тульского кремля наполняют сердце гордостью за славный город оружейников, говорят о его ратных и трудовых подвигах, величии и славе.

Многие пытались овладеть этим ремеслом. Но дело-то оказалось на поверку более чем непростым. Иной хитрец возьмется доску из липы резать: древесина мягкая, податливая. И невдомек ему, что на липовой доске пряник не отформуешь, нужна доска твердая, березовая, например. Другой сразу берется резать березовую, а она ему тоже никак не дается, потому как сноровки нет. У третьего к резьбе способность вроде бы есть, рельеф выходит красивый. Да только пряник формовать на его доске нельзя, потому что вместо зеркального изображения получается прямое. Ну а с рисунком большим, многофигурным, с длинной надписью дело обстоит еще сложнее.

По форме тульские печатные пряники изготавливались круглыми, прямоугольными, овальными, фигурными. 

У пряничных досок счастливая судьба. Сотни и тысячи раз повторяют они свое узорчатое убранство, делая вкусное лакомство еще и  красивым. Однако у пряника - свои капризы, у доски - свои причуды, у мастера - свои секреты. Рисунок на доске делается с учетом особенностей теста - чтобы и вкус не ухудшался и хорошо пропечатывалась каждая деталь рисунка. Многие погрешности пряничной доски могут быть на глаз незаметны и проявятся лишь в готовом прянике. Резчику надо знать не только свои секреты, но и технологические тонкости изготовления пряника. На многорельефной доске тесто расплывается. Там, где рисунок расположен слишком близко к краю или нарушена глубина резьбы - тесто разорвется. Пряник, изготовленный в мелкой форме, выглядит невыразительным, узор теряет рельефность. Выпуклый рисунок, надпись со смыслом вокруг него играют в пользу пряника, его привлекательности и товарного вида. 

В книге «Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов» говорится, что художественное производство тульских пряничных досок как самобытное явление материальной культуры существует многие века и развивалось самостоятельно, на своей национальной основе. Всемирную славу пряника, все те бесчисленные призы, медали и дипломы, что получали туляки за него, вместе с несравненными нашими кондитерами по праву делят резчики досок.

И сегодня, через столетия, формы продолжают резать вручную, ибо изготовление пряничных досок - искусство, и, как в любом творческом процессе, художник в них самовыражается. А этого невозможно добиться механическим путем. Именно мастерство тульских резчиков, любовь к своему делу и сделали наш печатный пряник тем, чем он является сегодня. Попытки изобрести жесткие формы, делать доски из других материалов, механизировать процесс потерпели неудачу. Поэтому даже при переходе к промышленному производству сохранилась уникальная профессия резчика пряничных досок.

Знаменитые пряничники

На многих замечательных изделиях тульских оружейников XVII-XIX веков стоит личное клеймо мастера. Эти клейма видели Брюссель и Париж, Лондон и Берлин. Они - признак принадлежности ружья или клинка к элитной продукции Тулы оружейной. Авторитетные мастера-пряничники также выпускали «именную» продукцию, которую знали и в России, и в Европе.

В Тульском краеведческом музее сохранились резные доски с инициалами знаменитых тульских пряничников: «СК» - Семен Кузьмин, «Щ» - Щукин,  «РГ» - Роман Гречихин, «ИШ» - Илья Шаболовский, «ТГ» - Тула, Гусев.

Замечательная пряничная форма была, например, вырезана к 200-летию Тульского оружейного завода, на которой значится «1712-1912». Коронацию императора Николая II в 1896 году тульские мастера отметили по-своему - вырезали доску, посвященную этому событию.

А по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сначала на пряничных формах, а затем и на пряниках можно было прочесть фамилии героев сражений, русских генералов Ф.Ф. Радецкого, М.Д. Скобелева.

Тульский пряник был представлен в экспозициях многих известных международных выставок - в Болгарии, Франции, Италии, Нидерландах и т. д. Об этом свидетельствуют сохранившиеся пряничные доски с надписями: «Линбурск», «Линверс», «Римски», «Rom», «ВГ Французи» и другие. Не судите строго за орфографию: мастера университетов не оканчивали, поэтому писали, как слышали. А многие резчики были и вовсе неграмотными и вырезали лишь рисунки.

Из газеты «Тульские ведомости» за 1831-1834 можно узнать о тульских пряничниках Михаиле Терентьевиче Сушкине, Андрее Филатове, Петре Струнине, Алексее Жданове, Марии Тимофеевне Белобородовой. В 60-е годы ХIХ века популярностью пользовались также пряники мастера Котылкина и его ученика Петра Тимофеевича Бодрова.

Обо всех этих мастерах писали газеты и в новостях производства и даже в светской хронике. Так, сообщалось, что самый первый двухпудовый тульский пряник был подарен императрице Екатерине II еще в 1778 году на юбилее Санкт-Петербурга. На нем была изображена панорама молодой столицы Российского государства. Екатерина II была поражена и размерами пряника и его изысканным вкусом.

В «Памятной книжке Тульской губернии» за 1870 год значатся четыре пряничника. Вероятнее всего, это были братья Гречихины (ул. Коммерческая, 32, сегодня  ул. Ленина), Белолипецкие (ул. Пятницкая, сейчас ул. Металлистов,10), Щукины (ул. Старо-Павшинская, ныне  ул. Мосина) и Шаболовский (ул. Воронежская, сегодня  ул. Оборонная).

Из «Журнала генеральной поверки торговых промышленных заведений» по г. Туле за 1870 год следует, что в городе также работало пряничное заведение «на Плацъ-парадном мосте» (в окрестностях нынешней площади Александра Невского), принадлежавшее тульской мещанке Анне Николаевне Сушкиной. Заведением Сушкина «заведует сама, торгует пряниками и жамками, имеет 1 работника и 1 ученика».56

А в 1876 году в «Памятной книжке» говорилось уже о шести пряничниках.

Архивные документы за 1878 год донесли до нас информацию о пряничных мастерских Ивана Яковлевича Корокова, Никиты Кавинина, Григория Киреева, находившихся на Посольской улице. А на Воронежской улице работало пряничное заведение тульского мещанина Алексея Николаевича Александрова.

***

Самыми авторитетными и знаменитыми кондитерами-пряничниками в Туле были купцы Гречихины. Династия Гречихиных известна с начала позапрошлого века. Они выпекали самые лучшие тульские пряники, находившие устойчивый сбыт и в России, и за рубежом.

Ларион Макарович Гречихин, основатель пряничной династии, жил в собственном доме на Мало-Троицкой улице (сейчас  ул. Болотникова), который перешел по наследству к его сыновьям Егору, Роману и Афанасию, продолжившим семейную традицию.

Роман Ларионович Гречихин в 1847 году открыл в Туле пряничное заведение на ул. Коммерческой, 32, в котором, кроме пекарни, находилось и жилое помещение.

Владельцами дома на улице Троицкой после смерти Л.М. Гречихина стал его сын Афанасий и Дмитрий Сушкин.

В деле 1874 года нотариального архива Тульского окружного суда «О раздельном акте тульских мещанина Егора и купца Афанасия Гречихиных и Дмитрия Сушкина на двор в г. Туле» можно узнать «о разделе дома в 1 части Тулы на ул. Троицкой под № 23, доставшегося Егору и Афанасию Гречихину после смерти отца Богородицкого купца Лариона Макаровича Гречихина. Егор Гречихин и Дмитрий Сушкин уступили в полную собственность Афанасию Гречихину принадлежащие части имущества, получив вознаграждение по 300 рублей каждый. Ценность домашнего имущества определена в 900 рублей. Сушкин купил третью часть дома, принадлежащую Роману Гречихину, отцу Василия Романовича Гречихина, на публичных торгах в Тульском Окружном Суде».

Братья Гречихины регулярно участвовали в Нижегородской ярмарке, продавая сладкое лакомство пудами. Из архивных документов известно, что в 1896 году братья Афанасий и Егор Гречихины продали в Нижнем Новгороде 420 пудов вкусного товара, выручив огромные по тем временам  деньги - 13 тысяч рублей.

В 1889 и 1900 годах на Всемирных выставках в Париже знаменитые гречихинские пряники были удостоены «Гран-при» и золотых медалей. Особенно парижане восхищались двухпудовым пряником-исполином и торговым павильоном, крыша которого была целиком сделана из тульских пряников.

В 1885 году Василий Романович Гречихин наследует пряничное предприятие отца. Он перестроил фабрику, снабдив ее новейшим по тем временам машинным оборудованием. Фирма В.Р. Гречихина становится одним из самых крупных кондитерских предприятий в городе. Первый магазин, торговавший гречихинскими пряниками, находился в Шурдовском переулке (ныне ул. Менделеевская).

Василий Романович Гречихин был самым титулованным пряничником в Туле, «королем» среди кондитеров-пряничников. Он участвовал во многих российских и зарубежных выставках (к примеру, в Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге), где завоевал более 10 различных наград - золотых и серебряных медалей, грамот. Он удостаивался также ценных подарков, например, был отмечен золотым крестом и перстнем российского императора.

Василию Романовичу Гречихину был пожалован титул почетного гражданина Тулы и вручена памятная медаль. В 1897 году   на кустарно-промышленной выставке за свои пряники Гречихин получил Похвальный лист от «Общества для содействия и развития кустарной промышленности в Тульской губернии».

В архивах сохранились данные об уникальном  гречихинском прянике с изображением плана города Тулы.

Стоит отметить, что Гречихины  для сувенирных пряников заказывали специальные жестяные сундучки, которые запирались на крошечные замочки.57 Большим спросом пользовались  знаменитые заказные пряники «Экстра» В.Р. Гречихина в таких сундучках. Каждый пряник был завернут в отдельную бумажку, и на каждом в растительном орнаменте можно было увидеть имя великого писателя или артиста. Пряники эти шли по цене шоколада.

Очень интересны рекламные объявления в «Тульской молве» за 1910 год: «Предлагаются лучшие пряники В.Р. Гречихина в Туле против кремля. На многих русских и иностранных выставках фирма удостоена высших наград. Пряники «Смесь» по 5 ф. чистого веса в ящиках: № 1-й - за ящик 1 руб.; высший сорт - 1 р.50 коп.; «заказные» - 2 р. В изящных эмалированных жестянках «заказные» 2 р. 20 коп. и «экстра» 3 р.»

 Известны фирменные рекламные открытки с изображением города Тифлиса и надписью: «Тульские пряники В.Р. Гречихина в Туле», а также с рисунком Тульского железнодорожного вокзала. Пряники с надписью «В Р Г  Дарю Тульский пряник» были вручены в 1904 году на площади Курского вокзала капитану крейсера «Варяг» В.Ф. Рудневу и его ординарцу Т. Чибисову.

В 1910 году В.Р. Гречихин получает разрешение на строительство дома в Туле. (У Василия Романовича была большая семья: три сына - Иван, Николай и Тихон, и четыре дочери - Нина, Софья, Александра, Лиза).

В «Деле Тульского Губернского Правления»58 за 1910 год читаем «о разрешении Василию Романовичу Гречихину постройки каменного 2-х этажного помещения на его месте по Коммерческой ул. во 2-й части г. Тулы. План рассмотрен и одобрен Строительным Отделением Тульского Губернского Правления». В 1911 году постройка была окончена. Этот дом сохранился до сих пор (ул. Ленина, 32).

 Из «Всероссийской промышленной переписи» за 1918 год59 известно, что суточная производительность пряников на фабрике В.Р. Гречихина составляла 25 пудов.

Годовая выработка изделий.

Пряники: 1913 г. - 3 500 пуд.       На сумму  24 500 руб.

                  1914 г. - 3 500 пуд.                      -        24 500 руб.

                  1915 г. - 3 500 пуд.                      -        27 500 руб.

                  1916 г. - 2 500 пуд.                      -        25 000 руб.

                  1917 г. -    500 пуд.                       -        13 000 руб.

Кондитерские товары:

                  1913 г. - 2 500 пуд.                      -        20 000 руб. 

                  1914 г. - 2 500 пуд.                      -        20 000 руб. 

                  1915 г. - 2 500 пуд.                      -        22 500 руб. 

                  1916 г. - 2 000 пуд.                      -        25 000 руб.

                  1917 г. -    300 пуд.                      -        12 000 руб.

 

С 1909 по 1912 годы Василий Романович строит новое здание на бывшей улице Посольской (сейчас  Советская, 33), в котором 8.03.1913 года был открыт второй магазин.

По рассказам внука Василия Романовича Гречихина, Евгения Ивановича, заслуженного врача РФ, на первом этаже этого здания всегда торговали свежими пряниками, которые еще горячими привозили на подводе из пекарни на Коммерческой улице, где они выпекались.

 «Этот дом несет черты стиля модерн. Характерны вход с угла улиц, цветные витражи в окнах дома. В светлых и просторных комнатах второго и третьего этажей сохранился паркет, интересна круговая лестница. Влияние модерна отразилось и в рисунке декоративных решеток балкона этого дома. Фигуры кариатид украшают балкон, выходящий на ул. Ф. Энгельса.

На первом этаже располагался бакалейный магазин В. Р. Гречихина. Это был один из двух магазинов Гречихиных в Туле. В 20-х годах на базе этого магазина действовал гастроном ГИКО (Общество инвалидов), имевший булочно-кондитерскую, гастрономический и винный отделы. Второй и третий этажи дома сдавались под квартиры. С 1913 года в доме находится Учительский институт - учебное заведение, осуществлявшее ускоренную подготовку для учителей государственных и земских учебных заведений. С конца 20-х  годов в здании располагается Педагогический техникум, также готовивший учителей для начальных и средних школ Тулы и Тульской губернии. Впоследствии учебная база и педагогические кадры техникума были использованы при создании Тульского государственного педагогического  института. При педтехникуме имелась опытная школа-лаборатория. Остальные помещения дома были переданы под жилье для жителей города» 60.

В 50-70-е годы ХХ века в доме находились срочное фото, кондитерский магазин, известный тулякам не только своим основным торговым залом, но и небольшим подвалом, вход в который был только из основного зала. Позднее в доме открылся магазин «Тульский пряник», затем здесь находились магазины «Фарфор-хрусталь», «Цветы». Сейчас - продовольственный магазин «Савельев и Ко» и магазин «Цветы». 

В 1996 году на доме №33 по Советской улице открыта мемориальная доска в честь знаменитого пряничника - В. Р. Гречихина.

 

***

В начале ХХ века огромной популярностью в Туле пользовалась продукция кондитерской фабрики, принадлежащей Серикову Василию Евлампиевичу.

Он «родился в сельце Елишкова в 1852 году недалеко от Алексина в семье крепостного... В 1867 году Василий окончил курс Алексинского уездного училища. В конце ХIХ века приехал в Тулу, женился, но жена рано умерла, и Василию от шурина после его смерти досталось кондитерское заведение, сохранившееся до наших дней»61.

В 1881 г. на Староникитской улице Сериков возводит двухэтажный  дом. На первом этаже  находился магазин, в котором продавались кондитерские товары, на втором - жила его семья 62.

 В 1910 году начинается реконструкция кондитерской фабрики на углу ул. Никитской и Конной пл.63 К ней пристраивается кирпичная галерея и каменная лестница вместо деревянных пристроек.64 Из архивных документов известно, что на предприятии было 7 отделений: карамельное (26 чел.), конфетное (20 чел.), пряничное (15 чел.), халвяное (6 чел.), мармеладное (15 чел.), упаковочное (6 чел.), вертельное (95 чел.).

«Число рабочих: 1913-1915гг. - 150 чел.(100 муж., 50 жен.), 1916 г. - 130 чел.(80 муж., 50 жен.), 1917 г. - 50 чел. (30 муж.,20 жен.), 1 полугодие 1918 г. - 11 чел.(1 муж., 10 жен.) Число рабочих, получавших бесплатно квартиры: 1913-1914 гг. - 50 чел., харчи - 50 чел., 1916 г. - 10 чел., харчи - 10 чел.»65

Кондитерские изделия, выпускаемые заведением,  продавались под торговой маркой «Кондитерская и пряничная фабрика Торгового дома Сериков и Ко» 66, и ассортимент их был весьма разнообразен: пряники многих сортов и видов (ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные, дынные, «Экстра» в жестяных коробочках), конфеты, шоколад, мармелад, халва.

Из «Всероссийской  промышленной переписи» за 1918 г.67 узнаем: «Выработка и продажа изделий. Карамель разных сортов: 1913 г. - 8000 пуд. (48 000 руб.), 1914 г. - 8000 пуд. (56 000 руб.), 1915. г - 5000 пуд. (45 000 руб.), 1916 г. - 3000 пуд. (33 000 руб.), 1917 г. - 2000 пуд. (60 000 руб.)  до 01.07.1918 г. -  900 пуд. (21 600 руб.). Конфеты разных сортов: 1913 г. - 3000 пуд. (24 000 руб.), 1914 г. - 3000 пуд. (30 000 руб.), 1915 г.  - 2000 пуд. (24 000 руб.), 1916 г. - 1500 пуд. (21 000 руб.), 1917 г. - 1000 пуд. (40 000 руб.). Халва разная: 1913 г. - 5000 пуд. (27 500 руб.), 1914 г. - 5000 пуд. (30 000 руб.), 1915 г. - 2000 пуд. (16 000 руб.), 1916 г. - 15000 пуд (18 000 руб.), 1917 г. -  2000 пуд. (24 000 руб.) Пряники разных сортов: 1913 г. - 4000 пуд. (16 000 руб.), 1914 г. - 4000 пуд. (20 000 руб.), 1915 г. - 4000 пуд. (24 000 руб.), 1916 г. - 1000 пуд. (8 000 руб.). (В 1917-1918 гг. пряники не выпускались)». Читаем пожелтевшее от времени рекламное объявление о поступлении в продажу конфет: «Новость! Карамель и конфеты всех сортов, завернутые в бумагу, в роскошных железных корзинах, чемоданах весом в 5 и 10 фунтов по цене 12 и 10 руб.»

Очень полюбились тулякам конфеты «Фанданго». Этикетки на этих замечательных изделиях были сделаны по мотивам испанского фольклора.

Купец Василий Евлампиевич Сериков был очень известным в Туле человеком, широко занимавшимся благотворительной деятельностью. На его средства был построен храм Двенадцати Апостолов (1903-1908 годы), при котором он и был похоронен в 1919 году. В 1912 году здесь построена колокольня. Василий Евлампиевич состоял попечителем церковно-приходской школы, а также служил  церковным старостой.

За свою благотворительную и меценатскую деятельность В.Е. Сериков был награжден Золотой медалью «За усердие». Продукция фабрики была награждена золотыми медалями  на выставках в Екатеринодаре (Краснодаре), Ростове-на-Дону, Каменском (Украина), Лемзале.

В процессе работы над этой книгой Колесник Л.С. познакомилась с Варварой Васильевной Булгаковой, учительницей биологии, ветераном труда, пережившей блокаду Ленинграда. Она - дочь Дарьи Алексеевны Булгаковой (1899-1982 гг.), работавшей с 1910 по 1917 год на сериковской фабрике.

Дарья Алексеевна, по словам ее дочери,  жила рядом с фабрикой, поэтому после смерти матери Сериков взял маленькую Дашу вместе с сестрой на фабрику вертельщицей (заворачивать конфеты в бумажки). Иногда работу давали на дом, но если вес завернутой в бумажки продукции, которую возвращали на фабрику, не совпадал с первоначальным, то недостачу вычитали из зарплаты. Приходил опыт, и Дарья стала подмастерьем.

Дарья Алексеевна с восторгом рассказывала о Серикове, отзываясь о нем с большим уважением: строгий, требовательный, но добрый. Коллектив был маленький, состоявший в основном из родственников. Все следили за тем, чтобы не воровали. Вновь принятым на работу давали возможность съесть столько сладостей, сколько человек мог осилить - чтобы затем, во время работы, кондитерские изделия его не привлекали.

Мастера и рабочие ходили в белых накрахмаленных фартуках и косынках, работники фабрики строго следили за чистотой помещений и производственной утвари. Часто на предприятие приходил врач, который проверял санитарное состояние фабрики. Бочонки для приготовления варенья, джемов  тщательно чистили и сушили на солнце.

Конфеты, выпускавшиеся на фабрике, были очень вкусными. Сериковская карамель таяла во рту. Уже при Советской власти Дарья Алексеевна, огорчаясь качеством современных конфет, говорила: «Вы не знаете, какие вкусные конфеты делали на сериковской фабрике, сказка!» Конфеты отличались не только изумительными вкусовыми качествами, но и отменным оформлением. Обертки для конфет у Серикова были красоты неописуемой: ангелочки с крылышками, красивые расцветки - ими даже украшали елки.

Осенью на фабрику прибывало множество подвод  с различными фруктами и ягодами, заготавливавшимися на зиму. Подводы выстраивались от начала и до конца Староникитской улицы. Принимал сырье сам Василий Евлампиевич. Оно должно было быть только отменного качества: яблоки (принимались большие, красивые), груши, сливы, вишни, арбузы (корка использовалась для приготовления цукатов, а мякоть ели сотрудники).

Варили начинку: варенье, повидло. В праздничные дни (на Пасху, Рождество Христово) Сериков одаривал своих рабочих. Раздавал продукты, бедным вручал по 3-5 рублей. В ту пору это были большие деньги, например, розанка ( воздушная булочка)  стоила 1 коп.

Когда Сериковская фабрика была национализирована, всех рабочих уволили, поставили на учет на бирже труда и выплачивали пособие  в течение нескольких лет.

 

***

Каждый туляк, от мала до велика, знал пряничные изделия фирмы Михаила Григорьевича Белолипецкого. Основанная им фирма «М.Г. Белолипецкий с сыновьями» выпускала пряники множества сортов и форм. 

В архивных документах за 1885-1886 гг.69 записано: «О фабрике: пряничное заведение. Состоящее в г. Туле, на Пятницкой улице (ныне ул. Металлистов. - Авт.) в собственном доме. Принадлежит: тульскому купцу (крестьянину Тульского уезда, с. Романово) Михаилу Григорьевичу Белолипецкому. Год учреждения - 1872.

Название изготовляемых изделий: пряники разных сортов - 2500 пуд. на сумму 12 500 руб.; конфеты -100 пуд на сумму - 600 руб. Итого: 2600 пуд на сумму 13 100 руб.

Среднее число рабочих: мужчин - 7 чел., женщин нет, малолетних детей (до 15 лет) - 1 чел. Большее число рабочих бывает с ноября по февраль месяцы. Живут при заведении артелью. Размер заработной платы - помесячно от 5 до 10 руб. в месяц, на содержании хозяина. Число рабочих часов в день - 10 часов. Оборудование: две печи русские, пекарные и один конфор, разного рода пряничных форм - 1000 шт.

В течение года употреблено: сахару-песку - 1000 пуд., муки крупитчатой - 2000 пуд, миндаля - 100 пуд, меду - 200 пуд., душистых разных сортов масла - 20 футов, подсолнечного масла - 50 пуд.

Где производится сбыт - в г. Туле и отправляются в разные города Российской Империи. Сколько употребляется в год топлива - 10 кубических сажен березовых, дубовых дров на 230 руб. В каком здании помещено заведение - в каменном. Производство продолжается круглый год. Сам хозяин русский поданный, домашнего образования».

Известно, что сырье Белолипецкие покупали в Туле, Москве, а пряности приобретали в Одессе.

Как мы уже говорили, во второй половине ХIХ века многие русские пряничники выставляли свои изделия на различных художественно-промышленных выставках. Так, в 1882 году на Всероссийской выставке в Москве М.Г. Белолипецкий получил серебряную медаль за образцы выставленных пряников, на Тульской торгово-промышленной выставке фирма удостаивается Похвального листа (1884 год), а на российской выставке в Каширском уезде - бронзовой медали от Министерства финансов с надписью «За трудолюбие и искусство Белолипецкому».

 В 1888 году М.Г. Белолипецкий получает за свои изделия золотой перстень с рубином и бриллиантами от императрицы Марии Федоровны и золотую медаль от короля Сербского. Есть сведения о награждении знатного купца-пряничника золотыми и серебряными медалями от великого князя Владимира Александровича.

28 ноября 1886 года в Департамент торговли и мануфактуры Белолипецкий посылает просьбу о предоставлении ему права «на изображения дипломов и медалей на вывесках и в помещениях пряничного заведения фирмы «М.Г. Белолипецкий с сыновьями»70. 5 февраля 1887 года из Департамента  пришел ответ «владельцу пряничного заведения в г. Туле М. Белолипецкому», в котором тот уведомляется, что его фирме... «разрешено пользоваться правом изображения на вывесках и помещениях с изделиями сего заведения медалей, полученных лично Вами по бывшим выставкам».

После смерти Михаила Григорьевича, по его завещанию, управлять фирмой стала его жена  Ксения Павловна Белолипецкая. В 1897 году за пряники вдова Белолипецкого на кустарно-промышленной выставке в Туле получила бронзовую медаль.

У основателя фирмы М.Г. Белолипецкого было пять сыновей: Иван, Василий, Николай, Платон и Александр. С 1908 года фабрика переходит в руки сыновей. Но еще 16 июня 1900 года на имя тульского губернатора пришло «прошение (...) о засвидетельствовании, на основании закона 26 февраля 1896 г., товарных знаков для ПРЯНИКОВ, приготовляемых в заведении И., Н., П., и В. Белолипецких в Туле»71.

И тогда же в канцелярию тульского губернатора поступил документ, в котором «Департамент Торговли и Мануфактур имеет честь покорнейше просить Ваше превосходительство сообщить, с возвращением приложений, действительно ли содержат просители указанное промышленное заведение и присвоена ли им в установленном порядке фирма: «М.Г. Белолипецкого Сыновей»72.

В рапорте на имя тульского губернатора от 28.07.1900 г. указано, что фирма содержится женою умершего М. Белолипецкого тульскою купчихою Ксениею Павловной Белолипецкой. Здесь же купцы Иван, Николай, Платон и Василий Белолипецкие ходатайствуют «о засвидетельствовании ... товарных знаков для пряников, приготовляемых в заведении их под фирмою «М.Г. Белолипецкого сыновей».

И вот 2 августа 1900 года в Департамент торговли и мануфактур был послан документ, в котором уведомляется, что «вследствие отношения от 16.06. за № 22862... фирма  «М.Г. Белолипецкого сыновья» им в установленном порядке НЕ ПРИСВОЕНА. При сем возвращается прошение Белолипецких».

Кстати, тульские власти и в позапрошлом веке весьма тщательно относились к охране того, что мы сейчас называем брэндом, товарным знаком. Особенно если это касалось традиционной тульской продукции.

В Государственном архиве Тульской области был обнаружен  любопытный документ, датированный 1808-1809 годами. Это - дело о запрещении купцу I гильдии И.И. Свечникову выпекать пряники. В документе говорится, что купец Свечников, «заведя делание пряников», нанял пряничных мастеров из крестьян, которые  торговали пряниками без «всякого дозволения». Иван Свечников просит разрешить «продавать пряники и по закону взыскивать положенные налоги». Кроме того, в рапорте Тульской городской Думы написано, что крестьяне не имеют мастерства и должны платить деньги в казну, что пряники  продаются в палатках без надлежащего санитарного разрешения. В конечном итоге Свечникову было отказано демонстрировать «пряничное мастерство».

Но вернемся к истории фирмы Белолипецких.

 В «Тульской молве» за 1907 год читаем: «Всемирноизвестные тульские миндальные пряники М.Г. Белолипецкого С-вей. Тула. Пятницкая улица, близ Чугунного моста. Фирма существует с 1872 г. и удостоена золотыми и серебряными медалями... Пряники высылаются почтой от 1 фунта и больше. Ежедневно свежие. Просим удивиться!».

В «Карточках промышленных и торговых предприятий» за 1908-1910 гг. указано, что Платон, Василий и Александр Белолипецкие вели пряничную торговлю  на ул. Пятницкой в собственном доме.

Как уже говорилось, в 1908 году фабрика73 переходит в руки сыновей М.Г. Белолипецкого. Самыми известными из них стали Александр и Платон74. Их пряники пользовались заслуженной славой не только в России, но и за рубежом. Великий князь Михаил Александрович наградил братьев золотой булавкой с драгоценными камнями за великолепное качество пряников.

В 1910-1912 гг. Платон и Александр Белолипецкие  торговали кондитерскими, бакалейными и прочими товарами. Ежегодный оборот - 20 000 руб., прибыль - 1200 руб.

 

***

 

В конце ХIХ и начале ХХ века в Туле среди производителей пряников существовала острая конкуренция. Наряду с вышеперечисленными пряничниками в городе были известны и такие кондитеры, как Андрей Васильевич и Юлия Васильевна Полетаевы75.

В архивных «Карточках торговых и промышленных предприятий» г. Тулы значится, что с 1909 по 1913 на Воронежской улице существовал «Торговый дом  Ляръ и Лебонеръ». С 1914 года его владельцами являлись Полетаевы А.В. и Ю.В., а с 1915 года - Ананьев Е.П. и Ко. Оборот кондитерского заведения в 1913 году составлял 5000 руб, в 1914 г. - 6500 руб, в 1915 г. - 4500 руб., в 1916 г. - 5000 руб.

В «Карточках торговых и промышленных предприятий» города Тула за 1908-1914 гг. есть сведения о мещанке Варваре Александровне Котюковой, которая вела пряничную торговлю в собственном доме на Посольской улице, о пряничнике Иване Демьяновиче Панове. Архивные материалы донесли до нас также фамилии таких кондитеров-пряничников, как П.Н. Сапельников, Ф.П.  Копылкин, К. Чулков76. Кондитерская лавка последнего находилась напротив храма Петра и Павла, торговля велась пряниками и фирменными конфетами-тянучками.

Авторы. Л.С. Колесник.,Т.Н. СУлимива, М.Н. Соколова, О.И.Кудряшова.


"Компания СВИТ" предлагает вам печатные тульские пряники ручной формовки, выполненные по старинному рецепту с соблюдением традиций.

Вернуться к списку статей »

x
Ваша заявка получена!

Ваша заявка получена!В ближайшее время мы с Вами свяжемся.